Оксафен в сельскохозяйственном машиностроении
В современном сельскохозяйственном машиностроении полимерные композиционные материалы с каждым годом получают все большее и большее применение. В основном, это связано с тем, что детали подвижных сочленений из металлов (как черных, так и цветных), а также их сплавов, не удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляются к сельскохозяйственным машинам, в частности, к зерноуборочным комбайнам. Эксплуатация последних осуществляется в напряженных режимах: наличие абразива, влаги, температурных колебаний, значительных динамических и знакопеременных нагрузок, это привело к тому, что традиционные материалы в подвижных сочленениях постепенно стали вытесняться более прогрессивными полимерными композиционными материалами.
Проведенные в 2006 году испытания деталей подвижных соединений зерноуборочных комбайнов из ОКСАФЕН подтвердили целесообразность применения данного материала в узлах комбайнов, работающих в условиях значительных знакопеременных динамических нагрузок, ограничения или отсутствия смазки, наличия аброзивов и т.д.
Жатка – первый в технологическом процессе уборки сложный механизм, который «встречает» хлебную массу, и предназначен для скашивания (подбора валков) хлебостоя, транспортировки его к центру жатки и подачи сформированной массы в наклонную камеру к молотильному барабану.
Основная нагрузка в данном случае приходится на шнек жатки и глазки, установленные в нем. Этот механизм должен обеспечить своевременную подачу большого количества хлебной массы в наклонную камеру.
С увеличением пропускной способности комбайна (сегодня она достигает 10 – 14 кг/с) условия эксплуатация подвижных соединений жатки ужесточаются.
Именно поэтому, эксплуатационные характеристики полимерных композиционных материалов, предназначенных для изготовления деталей подвижных соединений зерноуборочных комбайнов, должны отвечать следующим требованиям:
- повышать надежность и долговечность машин;
- увеличивать доремонтный срок службы и продолжительность периодов эксплуатации между техническими обслуживаниями;
- снижать стоимость эксплуатации машин.
Глазки шнека жатки - одни из наиболее часто выходящих со строя деталей зерноуборочных комбайнов. Серийные глазки изготавливаются из металлокерамики, углепластика, множества полимерных материалов, но в любом случае они быстро достигают предельного износа и требуют замены уже через один, реже два сезона работы комбайна.
Глазок работает при давлении 0,45 МПа и максимальной скорости скольжения пальца по его поверхности 0,4 – 0,45 м/с. Деталь работает в режиме сухого абразивного изнашивания в присутствии почвы, зернового и соломистого вороха, растительных остатков. Смазка отсутствует.
Экспериментальные глазки шнека жатки изготавливали из ОКСАФЕН методом прямого компрессионного прессования. Детали были переданы на полевые испытания и установлены на зерноуборочный комбайн Дон-1500. Наработка комбайна, укомплектованного экспериментальными деталями на уборке ранних зерновых колосовых культур, составила 164 га, при намолоте зерна 538 тонн.
Микрометраж глазков производился в конце уборочной кампании совместно специалистами Днепропетровского государственного аграрного университета и инженерно-технической службой предприятия, в процессе которого было установлено следующее:
- на протяжении наработки комбайна 164 га глазки отличались высокой надежностью в работе;
- выхода со строя или поломок, других нежелательных явлений в процессе эксплуатации экспериментальных глазков не наблюдалось;
- глазки находятся в работоспособном состоянии, по результатам испытаний замечаний нет;
- износ глазков в среднем составляет 22-23% от предельно допустимого, и они рекомендованы к дальнейшим испытаниям.
Исходя из этого, можно сделать заключение, что ресурс экспериментальных глазков должен быть не ниже 4 уборочных сезонов при сезонной наработке комбайна 160 – 170 га.
Читать полностью *:
Статья в журнале Агробизнес Экономика-Оборудование-Технологии №4 за 2016.pdf
* - В четвертом номере журнала "Агробизнес "Экономика-Оборудование-Технологии" за 2016 год вышла наша статья "О возможности применения полимерных композиционных материалов в сельскохозяйственном машиностроении", которую мы с большим удовольствем представляем Вашему вниманию.